Версия для слабовидящих

О законопроекте Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

14.11.2013

 О законопроекте Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Очень важными вопросами в сфере трудового законодательства являются вопросы условий труда на рабочих местах работников предприятий и организаций, предоставление работникам компенсаций за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, льготное пенсионное обеспечение таких работников. На сегодняшний день оценка условий труда работника проводится при аттестации рабочих мест по условиям труда. Это  комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки условий труда на рабочих местах, выявления вредных и опасных производственных факторов, а также приведения условий труда в соответствие с установленными требованиями законодательных актов Российской Федерации.  На основании результатов проведенной аттестации работнику должны предоставляться соответствующие компенсации. Но при предоставлении компенсаций у работодателя нередко возникает масса вопросов, особенно по применению Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". Необходимо отметить, что данное Постановление действующее и определяет минимальные размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест. При установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, имеет право на соответствующие компенсации в размерах, не ниже установленных пунктом 1 Постановления  Правительства РФ от 20.11.2008 N 870. Данная позиция отражена в Решениях Верховного Суда РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570В, от 4 июня 2013 г. N АКПИ13-411, Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О.

Не маловажным вопросом для работников и работодателей является вопрос льготного пенсионного обеспечения. Согласно ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается по достижении определенного возраста и при наличии соответствующего стажа работы во вредных, тяжелых и опасных условиях труда. Основной контингент получателей пенсионных льгот содержится в Списках № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10. Не редко в Государственную инспекцию труда в Свердловской области обращаются работники, которые лишаются права на досрочный выход на пенсию лишь потому, что работодатель изменил наименование их профессии и эта профессия не входит в вышеуказанные Списки. Напомним, для обеспечения дополнительного источника финансирования досрочных пенсий с 2013 года введен дополнительный тариф для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда: в отношении работников, занятых на видах работ с вредными условиями труда,– 4%, в отношении работников, занятых на видах работ с тяжелыми условиями труда, – 2%. Работодатель нарушает закон из-за своей неграмотности, а чаще всего из-за не желания платить, а страдает при этом работник. 

В скором времени предполагаются изменения трудового законодательства в части  оценки условий труда на рабочих местах работников, предоставления работникам компенсаций в зависимости от условий труда на конкретном рабочем месте конкретного работника.  15 октября этого года Госдума России одобрила в первом чтении проект федерального закона «О специальной оценке условий труда». Введение нового законопроекта влечет за собой внесение поправок в 11 действующих законов и принятие более десятка новых нормативных правовых актов. Суть законопроекта: независимая организация проводит специальную оценку условий труда и выносит решение - к какому классу условий труда относится то или иное рабочее место, от этого будет зависеть предоставление гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником его трудовой деятельности, сумма дополнительного тарифа, которую работодатель вносит в Пенсионный фонд за работников, которые раньше уйдут на пенсию. Предполагается четыре класса: оптимальные условия, труда, допустимые, вредные и опасные.

 По плану закон планируется ввести в действие с 1 января 2014 года, специальная оценка условий труда (СОУТ) заменит аттестацию рабочих мест по условиям труда. Принципиальных отличий аттестации рабочих мест по условиям труда и оценки условий труда не так уж и много. Организация, осуществляющая специальную оценку, как и аттестующие организации, должна будет иметь специальную аккредитацию на выполнение данных работ. Скорее всего, последуют изменения в порядке аккредитации аттестующих организаций, активно обсуждается вопрос о том, кто будет осуществлять аккредитацию. Повышаются требования к экспертам, организация, выполняющая специальную оценку условий труда должна будет иметь не менее 5 штатных экспертов. Такой эксперт должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и квалификационную подготовку по спецоценке условий труда не менее 72 часов, опыт работы не менее 3 лет по идентификации опасностей и проведению измерений вредных факторов на рабочих местах. Планируется вести реестр экспертов, доступный для всеобщего обозрения в сети Интернет. Нововведением является обязательное страхование гражданской ответственности экспертной организации, иначе деятельность ее будет незаконна.

Проектом предусмотрен ряд переходных положений. В частности, установлено, что организации, аккредитованные в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до получения аккредитации на право проведения специальной оценки условий труда в порядке, установленном законодательством РФ, но не позднее 31 декабря 2018 года. Результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют до окончания их срока действия, но не позднее 31 декабря 2018 года.

Несмотря на всю проработанность проекта много положений законопроекта являются дискуссионными, в частности,  вопрос о лице, проводящем оценку условий труда, органе, который будет осуществлять  экспертизу условий труда, о возможности приостановления или прекращения аккредитации. В Минтруде Российской Федерации в период с 29 октября по 31 октября 2013 года в рамках совместной рабочей группы прошли консультации с представителями объединений работодателей и профсоюзов по проекту приказа Минтруда России «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, формы отчета комиссии по проведению специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». Были обсуждены ключевые вопросы организации процедуры проведения специальной оценки условий труда, представлены различные мнения и позиции каждой из сторон социального партнерства по содержанию нормативного документа. По итогам состоявшихся консультаций решено продолжить дальнейшую работу над проектом приказа.